Исторический газовый контракт РФ и КНР повлияет на цены на газ на европейском рынке, заявил Газпром. Цены не только не будут снижаться, но даже могут еще больше вырасти. У Газпрома появился мощный контраргумент на ценовые претензии стран ЕС, которые требуют скидок и привязки газовых цен к спотовым. А конкуренция Китая с Европой за объемы газа окажется не в пользу последней.
Газпром ожидает, что заключение контракта с CNPC на поставку газа в Китай объемом 400 млрд долларов повлияет на цены на газ в Европе. «Мы предполагаем, что заключение этого контракта окажет влияние на цены на газ на европейском рынке», – заявил в рамках ПМЭФ-2014 глава газовой компании Алексей Миллер, цитирует «Прайм».
С подписанием газового контракта Газпромом с CNPC началась конкуренция между Европой и странами АТР за российский трубный газ, подчеркнул Миллер.
Что касается сжиженного природного газа, то надежда Европы на него как на альтернативу российскому трубопроводному становится все более призрачной. Тренд высоких цен на СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе сохранится и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе, заявил Миллер. Европа проиграла странам АТР в конкурентной борьбе в качестве рынка сбыта СПГ, добавил он.
По его словам, в Европе наблюдается снижение объемов собственной добычи газа, в частности в Норвегии и Великобритании, также снижается объем поставок из Северной Африки и с Ближнего Востока. Тогда как объем поставок газа Газпромом в Европу в прошлом году и в первом квартале этого года стал рекордным. Миллер уверен, что эта тенденция сохранится, «роль поставок российского газа на европейский рынок будет только возрастать».
По словам Миллера, пока для Газпрома Европа – это рынок номер один, хотя РФ в состоянии насытить как европейский, так и азиатский рынок. Однако в среду произошло историческое событие – Россия и Газпром открыли для себя новый рынок сбыта, подписав контракт на четыреста миллиардов долларов. «На европейской дороге такие контракты не валяются, их там просто нет», — подчеркнул он. Китай будет покупать по 38 млрд кубометров в год, почти столько же, сколько сейчас покупает Германия, которая шла к таким объемам 40 лет. При этом объем потребления газа в Китае, по оценке Миллера, выйдет на 400 млрд кубометров в год.
Затронув американский рынок, Миллер указал на нерентабельность добычи сланцевого газа, которая живет только благодаря попутной добыче нефти, а добыча традиционного газа в США мала. Северная Америка является нетто-импортером газа и будет им оставаться, увеличивая зависимость от поставок голубого топлива из Канады.
Благодаря подписанному газовому контракту с Китаем цены на газпромовский газ в Европу как минимум больше не будут снижаться из-за постоянных придирок и судебных исков европейских покупателей. А в долгосрочной перспективе газовое сотрудничество России и Китая приведет к росту цен на газ для Европы.
И так считают не только российские, но и западные эксперты. Так, лондонская The Guardian сделала вывод, что новый трубопровод России в Китай станет своего рода соревнованием за природный газ с 2018 года и увеличит цену, которую платит за газ Евросоюз, поэтому начнется увеличение давления на европейские страны.
В последние годы европейцы активно требовали скидок и получали их (на уровне 10–15%). При этом не собирались останавливаться на достигнутом. Но теперь о своих требованиях им придется забыть, потому что обосновать их необходимость станет еще трудней. У Газпрома появился еще один, причем сильнейший, аргумент в пользу того, что европейские страны просто прибедняются. Они платят за трубопроводный российский газ очень даже рыночную цену.
Европа обвиняла Газпром в монопольном положении с целью сбить цены на российский газ. «Поскольку нет глобальной цены на газ, Европа постоянно кивала на американскую ситуацию на рынке, где развит спотовый рынок газа и цены на газ ниже, чем в Европе», – говорит газете ВЗГЛЯД замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Европа выступала против привязки газовой цены к нефти и хотела привязать цены на трубопроводный российский газ к спотовым, переписав контракты с Газпромом.
Однако теперь есть трубопроводные поставки газа на новый китайский рынок, и у Газпрома появился дополнительный аргумент для защиты от таких нападок. Китай покупает газ по формуле цены с привязкой к нефтяной корзине (а не к спотовой), причем по цене, сопоставимой со среднеевропейской газовой ценой. Точно такие же контракты Газпром подписывает и с европейскими покупателями.
Хотя Газпром официально не называет цену, прописанную в контракте с CNPC (коммерческая тайна), но там уже дали понять, что первоначальные самые простые расчеты, которые показали цену на газ в 350 долларов, неверны – реальная стоимость газа для Китая выше. И на рынок уже стала просачиваться неофициальная информация.
Источник «Ведомостей», близкий к одной из сторон переговоров, говорит, что контрактный объем соглашения составляет 1,032 трлн кубометров. Исходя из этого, средняя стоимость газа для Китая составляет 387 долларов за тысячу кубометров. В 380–390 долларов оценил стоимость поставок и Гривач. Для сравнения: для Европы средняя цена российского газа за 2013 год составила те же 380 долларов за тысячу кубометров.
«Это доказывает Европе, что уровень цен на газ и привязка к нефти – это рыночный долгосрочный механизм формирования цены на трубопроводный газ», – резюмирует Гривач.
Еще одно негативное последствие подписания контракта России и Китая по газу для Европы – оно может спровоцировать рост цен на газ на европейском рынке. Как объясняет собеседник газеты ВЗГЛЯД, Китай опасался проблем с энергобалансом страны, поэтому компартия думала о том, чтобы сдерживать рост спроса на газ. Но теперь Пекин получил новый мощный и гарантированный источник поставок газа, что позволяет ему без каких-либо опасений поддерживать высокие темпы роста потребления газа.
«Ускоренные темпы роста спроса на газ в Китае, который может стать лидером в потреблении голубого топлива, будут означать сохранение повышенного спроса на этот ресурс вообще в Тихоокеанском регионе. Поэтому будет наблюдаться дефицит сжиженного природного газа, доступного для Европы», – поясняет замглавы ФНЭБ.
Более того, объемы поставок СПГ в Европу в последние три года уже и так серьезно падают. Мощности по приему СПГ в Европу составляют 100 млн тонн. «Однако новые мощности, которые были построены за последние десять лет, фактически не используются – их уровень использования близок к 1%. Старые мощности используются только на 20%», – говорит Гривач.
По его данным, в 2002 году Европа импортировала больше СПГ, чем в 2013 году. Европа даже недополучает газ, который ее компании законтрактовали на долгосрочной основе. Потому что поставки СПГ все больше переориентируются на азиатские рынки. «Даже из атлантического бассейна, традиционного ориентированного на поставки на европейские рынки, газ идет в Азию, несмотря на дополнительные транспортные затраты и расходы из-за контрактования. Потому что азиатский рынок предлагает премиальную цену на СПГ – примерно в полтора раза выше», – отмечает эксперт.
По данным ФНЭБ, в прошлом году Китай импортировал СПГ в среднем по 444 доллара за тысячу кубометров. Однако по новым контрактам Китай импортирует СПГ по ценам от 600 долларов за тысячу кубометров и выше, что соответствует ценам на рынке в АТР.
Еще больше Европе придется бояться другого нюанса. Подписание контракта Газпрома с CNPC по поставкам газа по восточному маршруту (ресурсная база в Восточной Европе) дало старт переговорам по второму соглашению о поставках газа по западному маршруту (с традиционных месторождений в Западной Сибири по трубопроводу «Алтай» на запад Китая). Западная Сибирь – это ресурсная база для поставок газа в Европу. Поэтому в случае подписания второго газового контракта с Китаем начнется прямая конкуренция за объемы и по ценам между европейским рынком и растущим китайским, говорит Алексей Гривач.
С финансовой точки зрения Газпром уже получил новый источник экспортной выручки – около 12–14 млрд долларов в год, то есть 20–25% от суммы, которую компания получает от поставок в Европу и Турцию, посчитали эксперты ФНЭБ.
|